IconPO Портал образования
Тюменского района
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ special eye

МАОУ Чикчинская СОШ им. Якина

Тюменский район, с.Чикча, ул. Гагарина, д. 7
+7 (3452) 775-016, 775-048
chik@obraz-tmr.ru

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ

Образовательные стандарты

Образовательные стандарты и требования Учебная деятельность в МАОУ Чикчинской СОШ им.Якина проводится в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса. Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение. ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы. ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».

Какие бывают ФГОС На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

-ФГОС начального общего образования (1-4 классы),

-ФГОС основного общего образования (5-9 классы),

-ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),

-ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Новые ФГОС 2022 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Основные изменения ФГОС:

Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.

Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).

Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).

Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения.

Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).

Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских школ переходят на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Они обеспечивают преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и включают: - требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; - требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; - требования к результатам освоения основных образовательных программ. Общеобразовательное учреждение   руководствовалось следующими нормативными документами:

pdf Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 N 287 (ред от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"     ссылка  (338 KB) https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ pdf
(338 KB)

pdf Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 N 286 (ред от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (204 KB)   ссылка  (204 KB) https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ pdf
(204 KB)

pdf Приказ Минпросвещения России от 17 05 2012 N413 (ред. от 12.08.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) (215 KB)

pdf Приказ Минпросвещения России от 27 12 2023 №1028 О внесении изменений в некоторые приказы Минобразования РФ и Минпросвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов ООО и СОО"
(835 KB)

pdf Приказ Минпросвещения России от 22 01 2024г №31 О внесении изменений в некоторые приказы Минобразования РФ и Минпросвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов НОО и ООО" 
(233 KB)

ссылка  https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/

О федеральных государственных требованиях:

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты. Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования. Определения этих понятий содержатся в ст. 2 273-ФЗ:

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6); Образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7); Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8). Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи.

Они призваны обеспечить:

Единство образовательного пространства Российской Федерации; Преемственность основных образовательных программ;

Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);

Государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).

ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций. Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.

Для реализации каждого ФГОС образовательная организация разрабатывает образовательную программу, под которой понимается (ст. 2 п. 9 273 -ФЗ) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию, дополнительные образовательные программы ( ч. 2 ст.12 273-ФЗ).

ФГОС включает в себя требования к:

структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);

условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);

результатам освоения основных образовательных программ.

 

 

 

Top