IconPO Портал образования
Тюменского района
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ special eye

МАОУ Чикчинская СОШ им. Якина

Тюменский район, с.Чикча, ул. Гагарина, д. 7
+7 (3452) 775-016, 775-048
chik@obraz-tmr.ru

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ

photo 2025 04 22 19 52 56

 

Скоро в школу!

«Скоро в школу» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. А если ребенок идет в школу первый раз, то тем более... Родители начинают думать:

  • готов ли мой ребенок?
  • хватит ли ему усидчивости?
  • что делать, если ребенок не любит убирать за собой?
  • как быть, если вместо положенных крючков сын или дочь выводит ка­ракули?
  • обучать ли ребенка чтению?
  • в какую школу его отдать?
  • какую учебную программу выбрать?
  • Обнаружив, что ребенок чего-то не может, начинать искать:
  • экспресс - студии по подготовке к школе,
  • группы по подготовке,
  • курсы по ...и т.п.

Обычно родителям обещают обучить ребенка чтению, письму, счету. Ро­дители успокаиваются. Научат. Значит, «наш» не хуже других будет. А у ре­бенка начинаются слезы, упрямство, нет желания идти в эту студию, где все - «экспресс» и совсем нет игры и где для всех все одинаково и неинтересно. Ро­дитель срывается на ребенка - ребенок замыкается и - «ненавидит» идти в шко­лу...

Что же делать?

 

Прежде всего, успокоиться и понять, что «не вы первые, не вы послед­ние».

  • Посмотрите на своего ребенка со стороны.
  • Почитайте умные книги.
  • Поиграть с ребенком в умные игры.
  • Обратитесь к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень Вашего ребенка и подсказал, на что обратить внимание.
  • Спокойно побеседуйте со своим ребенком:

расскажите о школе, поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками, учителями.

  • вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения).
  • постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, пер­вые положительные оценки (где и за что).
  • постарайтесь, покупая вместе все принадлежности для школы, вспомнить свой первый пенал и свою первую ручку, портфель, форму.
  • Расскажите, как приятно вам было идти   в школу и чувствовать запах свежевыкрашенных парт, тонкий запах флоксов, роз.
  • Постарайтесь дать понять ребенку следующее :

«ЕСЛИ ТЕБЕ ВДРУГ БУДЕТ ТРУДНО, Я ТЕБЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПО­МОГУ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЙМУ, И МЫ ВМЕСТЕ СПРАВИМСЯ СО ВСЕМИ ТРУДНОСТЯМИ»

  • Для ребенка «первый раз - в школу», все равно что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, что будет, а вдруг не поймут- тревога ожидания, настороженность и, если вдруг действительно не поймут, боль, обида, слезы, капризность. Кто поможет нам?
  • Кто поможет нашему Ребенку? Только мы родные люди.
  • Поддержите, приласкайте, погладьте (человеку необходимо 16 поглажива­ний в день).
  • Расскажите сказку и через игру, сказку, музыкальные образы и т.д. постарайтесь настроить его обучение.

Обратите внимание

  • К школе ребенка нужно готовить с рождения, тогда не будет паники перед школой.
  • Лучше с самого начала запастись полезной литературой и постепенно ее читать.
  • Желательно с рождения играть с ребенком в умные игры (игры Ники­тина Б., В. Красноухова, азбуки, таблицы, домино, конструкторы и др.). Они универсальны и развивают умения и навыки, качества, кото­рые необходимы в школе.
  • Если Вы привыкли быть с книгой, Ваш ребенок будет делать то же самое.
  • Если Вы рисуете вместе с ним, лепите, изобретаете, от этого двойная польза (только не делайте за него, делайте вместе).
  • Если ребенок с детства общается с энциклопедиями, словарями (са­мыми разными), справочниками, это снимет многие проблемы в шко­ле.
  • Если ребенок вместе с Вами бывает в музеях, на выставках, на инте­ресных спектаклях, то это еще один «плюс».
  • Если, гуляя с ребенком (в парке, в лесу), Вы много рассказываете ему о растениях, птицах, животных, а также даете высказываться самому ребенку и внимательно его слушаете - это еще один «плюс». Развива­ется любознательность, речь, умение слушать и пр.
  • Если Вы умеренно смотрите телевизор, и только то, что полезно, то уберегаете своего ребенка от «рекламомании», страхов, нервного пе­ренапряжения, рекламных шаблонов в речи, плохого зрения и многого другого.
  • Если Вы даете возможность ребенку высказаться по тому или иному вопросу и стараетесь дослушать его до конца, то помогаете развиваться его речи, его логическому мышлению, содействуете внутренней свободе, раскрепощению.
  • Если Вы вместе с ребенком пытаетесь выпускать газеты к праздникам (и не только), свои самодельные книжки, то Вы развиваете его творче­ское мышление, воображение, умение работать в коллективе и быть полезным для него.
  • Если Вы стремитесь понять переживания и слезы Вашего ребенка, то способствуйте созданию более доверительных и добрых отношений между вами.
  • Если Ваш ребенок с удовольствием заботиться о Ваших родителях, то Вы воспитываете в нем не только заботливого внука, но и сына и от­ца.
  • Если Ваш ребенок не забывает о Вашем дне рождения, готовит что-то сделанное своими руками, примите это с благодарностью и любовью и поставьте на самое видное место.
  • Если Ваш ребенок стремиться в чем-то помочь Вам, пусть неуклюже и не очень аккуратно, постарайтесь принять это и оценить, так как Ваш ребенок хотел помочь Вам как мог...
  • Все это и многое- многое другое - слагаемые успешного обучения в шко­ле.

 

  • Старайтесь:

 

  • обойтись без «не»: не трогай - разобьешь, не делай - не по­лучиться, не беги - упадешь. Не провоцируйте своего ребенка на от­рицательные действия. Лучше скажите: «Отодвинь чашку от края», «Беги осторожно», «Попробуй! Если будет трудно, позови меня» и т.д.
  • обойтись без сравнения своего ребенка с другими. Сравнивайте своего ребенка с самим собой: «Вчера ты два слова прочел, а сегодня уже три. Молодец!»
  • не говорить о недостатках своего ребенка другим людям в его присут­ствии. Это только кажется, что он чем - то занят и ничего не слышит.
  • не советоваться с людьми относительно ребенка в его присутствии
  • не принимать буквально все то, что написано в тетрадях для подготовки к школе: «Нарисуйте 20 кружочков и 30 палочек». Учитывайте настрое­ние ребенка, его желание заниматься…

pdf Скоро в школу (508 KB)

 

 

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика - это система упражнений, которые направлены на развитие и укрепление мышц, отвечающих за артикуляцию, то есть произношение звуков.

Эти упражнения помогают детям улучшить четкость речи и правильно формировать звуки.

  • Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
  1. 1. Улучшение произношения.

         Изучая движения языка, губ, челюсти, дети учатся правильно произносить сложные звуки.

  1. 2. Развитие мелкой моторики.

       Упражнения способствуют укреплению мышц лица и рта, что очень важно для речи.

  1. 3. Коррекция нарушений.

     Артикуляционная гимнастика помогает исправить речевые дефекты, такие как заикание или неправильное произношение.

  1. 4. Повышение уверенности.

       Дети, занимающиеся гимнастикой, становятся более уверенными в своих речевых навыках.

Регулярные занятия помогут улучшить общую речь и коммуникацию у детей.

 

  • Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше четырёх, пяти упражнений за раз. Каждое упражнение делаем под счет до 10.

Проводить артикуляционные упражнения нужно эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

  1. 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. 2. Показывает его выполнение.
  3. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно. Это может привести к отказу выполнить движение. Лучше покажите ребенку его достижения, подбодрите.

 

  • Небольшой комплекс артикуляционной гимнастики

Упражнение «Улыбочка»

Зубы вместе, губы в широкой улыбке.

Произносим звук И, если трудно держать позу.

Упражнение «Трубочка»

Зубы вместе, губы в трубочку.

Произносим звук У, если трудно держать позу.

Упражнение «Улыбочка - трубочка»

Меняем местами упражнения (описание выше)

Упражнение «Хомячок»

1.       Надуваем щеки. Считаем до 10 – сдуваем.

2.       Надуваем щеки. Считаем до 10 – лопаем руками.

3.       Каждую щеку надуваем по очереди.

Упражнение «Лошадка»

1.       Цокаем язычком – губы в улыбке.

2.       Цокаем язычком – губы в трубочке.

3.       Цокаем язычком – меняем положение губ «улыбочка – трубочка»

ВНИМАНИЕ! ЦОКАЕТ ТОЛЬКО ЯЗЫК – ПОДБОРОДОК БЕЗ ДВИЖЕНИЯ!

Упражнение «Блинчик»

Широкий, спокойный язык кладем на нижнюю губу. Верхней губой стучим по языку, произнося «ПЯ ПЯ ПЯ»

 

pdf Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна (826 KB)

 

Top