Скоро в школу!
«Скоро в школу» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. А если ребенок идет в школу первый раз, то тем более... Родители начинают думать:
- готов ли мой ребенок?
- хватит ли ему усидчивости?
- что делать, если ребенок не любит убирать за собой?
- как быть, если вместо положенных крючков сын или дочь выводит каракули?
- обучать ли ребенка чтению?
- в какую школу его отдать?
- какую учебную программу выбрать?
- Обнаружив, что ребенок чего-то не может, начинать искать:
- экспресс - студии по подготовке к школе,
- группы по подготовке,
- курсы по ...и т.п.
Обычно родителям обещают обучить ребенка чтению, письму, счету. Родители успокаиваются. Научат. Значит, «наш» не хуже других будет. А у ребенка начинаются слезы, упрямство, нет желания идти в эту студию, где все - «экспресс» и совсем нет игры и где для всех все одинаково и неинтересно. Родитель срывается на ребенка - ребенок замыкается и - «ненавидит» идти в школу...
Что же делать?
Прежде всего, успокоиться и понять, что «не вы первые, не вы последние».
- Посмотрите на своего ребенка со стороны.
- Почитайте умные книги.
- Поиграть с ребенком в умные игры.
- Обратитесь к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень Вашего ребенка и подсказал, на что обратить внимание.
- Спокойно побеседуйте со своим ребенком:
расскажите о школе, поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками, учителями.
- вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения).
- постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, первые положительные оценки (где и за что).
- постарайтесь, покупая вместе все принадлежности для школы, вспомнить свой первый пенал и свою первую ручку, портфель, форму.
- Расскажите, как приятно вам было идти в школу и чувствовать запах свежевыкрашенных парт, тонкий запах флоксов, роз.
- Постарайтесь дать понять ребенку следующее :
«ЕСЛИ ТЕБЕ ВДРУГ БУДЕТ ТРУДНО, Я ТЕБЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГУ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЙМУ, И МЫ ВМЕСТЕ СПРАВИМСЯ СО ВСЕМИ ТРУДНОСТЯМИ»
- Для ребенка «первый раз - в школу», все равно что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, что будет, а вдруг не поймут- тревога ожидания, настороженность и, если вдруг действительно не поймут, боль, обида, слезы, капризность. Кто поможет нам?
- Кто поможет нашему Ребенку? Только мы родные люди.
- Поддержите, приласкайте, погладьте (человеку необходимо 16 поглаживаний в день).
- Расскажите сказку и через игру, сказку, музыкальные образы и т.д. постарайтесь настроить его обучение.
Обратите внимание
- К школе ребенка нужно готовить с рождения, тогда не будет паники перед школой.
- Лучше с самого начала запастись полезной литературой и постепенно ее читать.
- Желательно с рождения играть с ребенком в умные игры (игры Никитина Б., В. Красноухова, азбуки, таблицы, домино, конструкторы и др.). Они универсальны и развивают умения и навыки, качества, которые необходимы в школе.
- Если Вы привыкли быть с книгой, Ваш ребенок будет делать то же самое.
- Если Вы рисуете вместе с ним, лепите, изобретаете, от этого двойная польза (только не делайте за него, делайте вместе).
- Если ребенок с детства общается с энциклопедиями, словарями (самыми разными), справочниками, это снимет многие проблемы в школе.
- Если ребенок вместе с Вами бывает в музеях, на выставках, на интересных спектаклях, то это еще один «плюс».
- Если, гуляя с ребенком (в парке, в лесу), Вы много рассказываете ему о растениях, птицах, животных, а также даете высказываться самому ребенку и внимательно его слушаете - это еще один «плюс». Развивается любознательность, речь, умение слушать и пр.
- Если Вы умеренно смотрите телевизор, и только то, что полезно, то уберегаете своего ребенка от «рекламомании», страхов, нервного перенапряжения, рекламных шаблонов в речи, плохого зрения и многого другого.
- Если Вы даете возможность ребенку высказаться по тому или иному вопросу и стараетесь дослушать его до конца, то помогаете развиваться его речи, его логическому мышлению, содействуете внутренней свободе, раскрепощению.
- Если Вы вместе с ребенком пытаетесь выпускать газеты к праздникам (и не только), свои самодельные книжки, то Вы развиваете его творческое мышление, воображение, умение работать в коллективе и быть полезным для него.
- Если Вы стремитесь понять переживания и слезы Вашего ребенка, то способствуйте созданию более доверительных и добрых отношений между вами.
- Если Ваш ребенок с удовольствием заботиться о Ваших родителях, то Вы воспитываете в нем не только заботливого внука, но и сына и отца.
- Если Ваш ребенок не забывает о Вашем дне рождения, готовит что-то сделанное своими руками, примите это с благодарностью и любовью и поставьте на самое видное место.
- Если Ваш ребенок стремиться в чем-то помочь Вам, пусть неуклюже и не очень аккуратно, постарайтесь принять это и оценить, так как Ваш ребенок хотел помочь Вам как мог...
- Все это и многое- многое другое - слагаемые успешного обучения в школе.
- Старайтесь:
- обойтись без «не»: не трогай - разобьешь, не делай - не получиться, не беги - упадешь. Не провоцируйте своего ребенка на отрицательные действия. Лучше скажите: «Отодвинь чашку от края», «Беги осторожно», «Попробуй! Если будет трудно, позови меня» и т.д.
- обойтись без сравнения своего ребенка с другими. Сравнивайте своего ребенка с самим собой: «Вчера ты два слова прочел, а сегодня уже три. Молодец!»
- не говорить о недостатках своего ребенка другим людям в его присутствии. Это только кажется, что он чем - то занят и ничего не слышит.
- не советоваться с людьми относительно ребенка в его присутствии
- не принимать буквально все то, что написано в тетрадях для подготовки к школе: «Нарисуйте 20 кружочков и 30 палочек». Учитывайте настроение ребенка, его желание заниматься…
Что такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика - это система упражнений, которые направлены на развитие и укрепление мышц, отвечающих за артикуляцию, то есть произношение звуков.
Эти упражнения помогают детям улучшить четкость речи и правильно формировать звуки.
- Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
- 1. Улучшение произношения.
Изучая движения языка, губ, челюсти, дети учатся правильно произносить сложные звуки.
- 2. Развитие мелкой моторики.
Упражнения способствуют укреплению мышц лица и рта, что очень важно для речи.
- 3. Коррекция нарушений.
Артикуляционная гимнастика помогает исправить речевые дефекты, такие как заикание или неправильное произношение.
- 4. Повышение уверенности.
Дети, занимающиеся гимнастикой, становятся более уверенными в своих речевых навыках.
Регулярные занятия помогут улучшить общую речь и коммуникацию у детей.
- Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше четырёх, пяти упражнений за раз. Каждое упражнение делаем под счет до 10.
Проводить артикуляционные упражнения нужно эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
- 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- 2. Показывает его выполнение.
- 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно. Это может привести к отказу выполнить движение. Лучше покажите ребенку его достижения, подбодрите.
- Небольшой комплекс артикуляционной гимнастики
Упражнение «Улыбочка» Зубы вместе, губы в широкой улыбке. Произносим звук И, если трудно держать позу. |
Упражнение «Трубочка» Зубы вместе, губы в трубочку. Произносим звук У, если трудно держать позу. |
Упражнение «Улыбочка - трубочка» Меняем местами упражнения (описание выше) |
Упражнение «Хомячок» 1. Надуваем щеки. Считаем до 10 – сдуваем. 2. Надуваем щеки. Считаем до 10 – лопаем руками. 3. Каждую щеку надуваем по очереди. |
Упражнение «Лошадка» 1. Цокаем язычком – губы в улыбке. 2. Цокаем язычком – губы в трубочке. 3. Цокаем язычком – меняем положение губ «улыбочка – трубочка» ВНИМАНИЕ! ЦОКАЕТ ТОЛЬКО ЯЗЫК – ПОДБОРОДОК БЕЗ ДВИЖЕНИЯ! |
Упражнение «Блинчик» Широкий, спокойный язык кладем на нижнюю губу. Верхней губой стучим по языку, произнося «ПЯ ПЯ ПЯ» |
pdf Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна (826 KB)